Считается, что наличие управляющего или наемного директора – это прерогатива масштабных, сетевых компаний, среднего и крупного бизнеса.
Нужен ли управляющий малому и микро бизнесу?
В небольших компаниях эту функцию выполняет сам владелец или один из членов его семьи, совмещая ее с рядом других функций, в том числе с производством товаров или услуг. Собственники небольших организаций уверены, что наемный директор – это непозволительная роскошь, лишняя трата денег. Насколько верен такой подход?
Давайте рассмотрим плюсы и минусы наличия управляющего в малом бизнесе.
К очевидным (с точки зрения собственника) минусам можно отнести следующее:
- Увеличение зарплатного фонда за счет солидного оклада управляющего.
- Необходимость делить власть в компании с посторонним человеком.
- Высокая вероятность конфликтов между владельцем компании и наемным директором по тактическим вопросам.
- Не понятен функционал управляющего при наличии небольшого штата сотрудников.
- Сложно проверить и оценить управленческие знания и навыки наемного директора, если сам собственник ими не обладает.
А есть ли плюсы? На мой взгляд, они очевидны:
- Во-первых, наемный директор или управляющий решает ключевую задачу любого бизнеса: позволяет собственнику выйти из оргструктуры компании и взглянуть на нее со стороны. Пока владелец вовлечен в рутинную работу и текущие срочные дела, он не имеет возможности абстрагироваться от них и получить какие-либо «инсайты».
- Во-вторых, управляющий высвобождает время собственнику для постановки целей, разработки стратегических планов, формулирования миссии компании. Бизнесу необходим вектор развития и четкие репперные точки для анализа. Пока собственник занимается рутиной, компания не развивается.
- В – третьих, наемный руководитель берет на себя функции по внедрению решений собственника, организует бизнес-процессы согласно разработанным регламентам, следит за их выполнением. По словам большинства предпринимателей, с которыми я беседовала на эту тему, разработка стандартов, внедрение изменений и контроль – это нудная, скучная работа, которая собственникам быстро надоедает. И они бросают ее, не доведя до результата.
- В – четвертых, управляющий является «буфером» между собственником и коллективом компании. Именно он доводит до персонала решения владельца, поощряет и наказывает, увольняет и принимает на работу. Помимо очевидной экономии времени собственника, управляющий снимает с него эмоциональную нагрузку, неизбежную при работе с людьми.
- В – пятых, профессиональный управленец помогает собственнику не только справляться с рутиной, но и разрабатывать способы развития организации.
Что же касается минусов, описанных мною выше: их можно избежать, просто применив другой подход.
Управляющий должен быть заинтересованным в повышении прибыли компании. Соответственно, окладную часть его заработной платы необязательно делать высокой, а вот процент от прибыли следует ставить солидный.
Вопрос раздела власти – всегда острый и болезненный, поэтому необходимо разработать документ (стандарт должности, инструкция и т.д.), который очерчивает функционал управляющего и закрепляет четкие границы его власти.
Конфликтов с наемным директором можно избежать благодаря тому же документу. Для оценки качеств и навыков будущего сотрудника (управляющего) существует множество методик высокой валидности. Если собственник ими не владеет, он может воспользоваться услугами специалиста по оценке персонала на стадии отбора резюме, проведения интервью и во время испытательного срока.
Бизнес – консультанты, эксперты высочайшего уровня, утверждают: «Если кроме Вас самих в бизнесе есть хотя бы три человека, Вам уже нужен управляющий». Я полностью согласна с этим утверждением и рекомендую собственникам малого микро бизнеса изначально выстраивать бизнес-процессы в компании профессионально. Именно в этом секрет будущего успеха и роста организации!
Если вы хотите прокачать свои управленческие навыки или обучить нанятого управляющего, представляю вашему вниманию тренинг «Управление персоналом».