Консалтинг в микробизнесах: плюсы и минусы

«Микробизнесом» принято называть компанию с ежемесячным оборотом менее одного миллиона рублей. В большинстве случаев, такие компании не представляют интереса для бизнес — консультантов, поскольку не имеют возможности оплатить управленческий консалтинг – высокоэффективную, но дорогостоящую услугу.

В то же время, именно микробизнес нуждается в помощи консультанта. Средние и крупные компании, как правило, уже выстроили и отладили бизнес — процессы, они нуждаются лишь в некой коррекции, регулярном обучении персонала, стратегических коучинг — сессиях для роста и развития.

А вот микробизнес – это свободное от стандартов и правил пространство, управляемое собственником на основе интуиции и небольшого количества базовых знаний. Консультант, приходящий в такую компанию, начинает работу почти «с нуля» и, внедрив часть технологий и инструментов, которыми владеет, увеличивает рост продаж в такой компании от 25 до 50 процентов. Микробизнес, выступающий в данном случае в роли объекта трансформации, обладает плюсами и минусами, взвесив которые, бизнес-консультант принимает решение: работать с такой компанией, или нет.

Очевидные минусы:

  • Мало оборотных средств, кредиты, долги. Отсутствие свободных денег в компании существенно снижает возможности бизнес-консультанта по разработке и внедрению маркетинговых инструментов. Настройка новых каналов рекламы, проведение акций, использование интернет – ресурсов и т.д. – все это требует определенных вложений, которые собственник компании сделать не может. Автоматизация некоторых бизнес-процессов также требует инвестиций, как и оплата работы консультанта.
  • Ограничивающие убеждения и отсутствие управленческих знаний у собственника. Зачастую, прежде чем вступать в консалтинговый проект, консультанту приходится долго работать с убеждениями и видением владельца компании. Если с его стороны нет безграничного доверия к консультанту и желания выполнять предложенные рекомендации, то процесс подготовки к проекту и его согласование занимает много времени, являясь к тому же очень энергоёмким для консультанта.
  • Попустительский или семейно — патриархальный стиль управления компанией. Именно эти стили управления чаще всего встречаются в микробизнесах. Сотрудники работают не по стандартам, а по собственному представлению о том, как следует выполнять работу. Собственник активно вовлечен в производственный процесс, развитием компании не занимается, управление либо отсутствует как таковое, либо сводится к опеке и «поругиванию» персонала. Фактически, владелец компании играет роль отца или матери любимых, но непослушных детей – сотрудников. Отношения в коллективе носят неформальный, хаотичный характер, субординация часто нарушается. Изменить такое положение вещей сложно, коррективы, предложенные консультантом, встречают жесткое сопротивление.
  • Отсутствие в компании лица, которое могло бы развивать и поддерживать нововведения консультанта. Зачастую владелец компании сам занимается производством товаров и услуг или их активной продажей. В том случае, если собственник не сможет или не захочет выйти из производственного процесса, внедрять и закреплять изменения в компании будет некому.

Наемный директор или управляющий – это непозволительная роскошь для микробизнеса, по мнению большинства руководителей. Соответственно, если в компании не окажется лица, способного удержать тот высокий результат, который будет достигнут с помощью бизнес – консультанта, со временем компания откатится назад, в хаос.

Плюсы:

  • Широкое поле деятельности для консультанта. Из опыта замечу, что в большинстве микрокомпаний практически все бизнес-процессы требуют коррекции. Соответственно, на какой бы области не специализировался бизнес-консультант – в таких компаниях его ждет огромное количество работы!
  • Быстрые и заметные результаты. Действительно, в микробизнесах результаты работы бизнес — консультанта наступают уже через 1 — 1,5 месяца и отражаются в весомых цифрах увеличенного дохода. Это воодушевляет собственника и дальше развивать компанию, а при правильно выстроенной системе мотивации – и персонал начинает лучше работать, вкладываться в результат, а не в процесс.
  • Небольшая длительность консалтингового проекта. Если в средних и крупных компаниях консалтинговый проект длится от шести до девяти месяцев, то в микробизнесе его длительность не превышает двух – трех месяцев. Это обстоятельство позволяет консультанту вести параллельные проекты, нарабатывать новые кейсы, увеличивать свой опыт работы в разных компаниях и разных нишах.
  • Повторяющиеся проблемы и задачи. Микрокомпании в разных сферах бизнеса объединяют стандартные проблемы, задачи, цели. Удачный опыт их решения в одной организации может быть перенесен и использован в другой компании, с корректировками под индивидуальные особенности. Таким образом, со временем у консультанта формируется портфель «золотых технологий», применяя которые, он может гарантировать собственнику достижение нужных результатов.
  • Гарантированный поток клиентов.

Не секрет, что количество микробизнесов в нашей стране значительно превосходит количество средних и крупных компаний. Соответственно, консультант, который на них специализируется, никогда не останется без работы. Каждый эксперт выбирает для себя тип клиентов, с которыми хотелось бы сотрудничать. И, хотя многие бизнес – консультанты отказываются работать с микробизнесами, я их мнения не разделяю и с удовольствием принимаю предложения даже от самых маленьких компаний. Ведь и они должны получить шанс на рост и развитие, внеся тем самым свою лепту в укрепление российской экономики!